интересная тема поэтому и запостил

С интересом прочитал заметки Елены Евграфовой на полях моей колонки в "Ведомостях" от 20 сентября. Можно было бы и отмолчаться, но в заметках этих затронут один настолько существенный вопрос, что рассмотрение его заслуживает специального разговора.

"…По опыту знаю, как сложно поладить даже в целом нормальным людям с разными характерами и ценностями," – пишет Е.Евграфова, и тем самым смешивает в одной фразе две, - как говорят в Одессе, - "большие разницы". Характеры – про одно, ценности – про другое. Еще К.С.Станиславский говорил, что люди делятся на тех, кто любит искусство в себе, и других, которые любят себя в искусстве. В моей истории столкнулись характеры, трудно друг с другом уживающиеся, но закончилось все благополучно, потому что ценности этих людей были таковы, что интересы дела и естественная для приличных людей готовность пойти друг другу навстречу возобладали над "характерным" поведением.

Моя оппонентка предполагает, что для этого герою истории понадобилось бы "собрать всю свою волю в кулак", а закончиться это должно было все равно неизбежным срывом, - даже если речь идет не о невротиках, а уж если о невротиках, то и говорить нечего. Мой немалый опыт работы с самого разного рода людьми подсказывает мне, что речь тут должна идти не столько волевом усилии, - хотя и без него, конечно, не обойтись, - сколько о том, чтобы вспомнить себя (приличными) людьми. Это – вопрос ценностей и воспитания. Человеку, который "любит себя в искусстве", это труднее, чем тому, кто занят делом больше, чем собой.

Ну, и, конечно же, нужно серьезно решить вопрос, есть ли необходимость сохранять трудно дающееся взаимодействие.

…Один мой приятель частенько говорит мне: "Хорошо тебе жить, нужно-то тебе для работы всего два кресла друг напротив друга, ну и еще книжки твои, а вот мне нужны приборы, которые есть в Москве в двух местах, а больше в России их вообще нигде нет. Одно место мне недоступно, там погоны нужны, а другим заведует женщина с характером, " – по сопровождающей эти слова мимике нетрудно было догадаться, каков этот характер. – "Так что каждый мой приход на работу – это психологический тренинг, – продолжает он, - или игра с ловушками повышающейся сложности". Но – работает человек, повышает свою квалификацию, в том числе – психологическую. Знаете почему? – Потому что ему очень нужно. Нужны ему эти приборы!

"Работа для многих из нас — как в старину насильно замуж выдавали: ты не выбираешь себе ни начальство, ни коллег, ни подчиненных", - писал я в той заметке. Г-жа Евграфова называет это "неразборчивостью": мол, выбирайте себе начальников и подчиненных с толком. Мне вспоминается транспарант, висевший в одном роддоме: "Дети, будьте осторожны в выборе родителей". А если серьезно, то мой опыт показывает, что даже в браке люди часто оказываются: была влюбленность, запорошила глаза, потом пыль постепенно улеглась, и вот оказываются два разных человека не только в одной постели, но еще и за одним столом, в одной квартире (если она у них есть), - в одной жизни. Теперь им нужно решить, могут ли и действительно ли хотят они быть "в одной лодке" (так первоначально называлась моя заметка). И если относиться к жизни без юношеского максимализма, а реально, то легко, - как говорят математики, - видеть, что решение такое требует учета многих обстоятельств, от психологической совместимости (которая далеко не всегда совпадает с сексуальной) до квартирного вопроса, который продолжает, по известному слову Воланда, "портить этих людей".

Так же и про работу. Даже если оставить в стороне жизненные обстоятельства, достаточно у всех у нас причудливые, остается все же то простое соображение, что на работе мы, как правило, заняты делом, и сводят нас вместе не соображения характерологии, а интересы этого дела.

Пришлось мне однажды консультировать человека, который по характеру был скромен и уступчив, но в силу определенной профессиональной компетенции оказался во главе нескольких десятков человек. И был у него "конкурент" – подчиненный, которому очень хотелось проявить "лидерские качества", но который гораздо хуже моего клиента разбирался в сути того, чем занимался отдел. Будучи очень ответственным человеком, мой клиент счел себя обязанным отстоять свою позицию руководителя, не дать себя "съесть", – не потому, что ему очень хотелось "руководить", а потому, что он за дело душой болел. Наша с ним психотерапевтическая работа была непростой, - то, что в просторечии называется "характером", нелегко поддается коррекции, - но в конце концов привела к успеху: клиент мой в практической жизни добился желаемого, а психологически благодаря этой работе сильно "вырос" и обрел внутреннюю гармонию.

Выбор между аллопластическим (изменить обстановку) и аутопластическим (изменить себя) способом решения проблем можно определить с помощью известной (в наших кругах – через Курта Воннегута, хотя восходит она к началу нашей эры) молитвы: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпения вынести то, чего я изменить не могу, и, главное, дай мне ума отличить одно от другого".

взято оттуда http://www.rb.ru/comments/psychology/20 … 61353.html